Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В данной работе рассматриваются основные вопросы, связанные с развитием механизма государственно-частного партнерства, а именно, расширение возможностей использования инструментов и методов ГЧП при реализации социальных программ.
Современный мировой опыт показывает важность и актуальность партнерских отношений государства и бизнеса. В таких отношениях заинтересованы обе стороны. Для бизнес- структур – это способ получения от государства комфортных условий функционирования и получения прибыли от участия в выгодных совместных проектах.
Для государства такое партнерство является способом привлечения частного капитала к финансированию национально значимых проектов. В связи с этим, все большее распространение получают партнерские взаимоотношения, направленные на реализацию общественно значимых проектов
Помимо этого, развитие новых принципов сотрудничества государства и бизнеса проявляется в формировании институциональных и нормативно правовых основ таких взаимоотношений. Таким образом, в рамках социально ориентированной экономики должно проходить становление социального партнерства.
В условиях существующих социально-экономических ограничений, для обеспечения роста российской экономики необходимо использовать новые инструменты взаимодействия государственного и частного секторов, для привлечения внебюджетных источников финансирования, одним из которых является государственно-партнерство - важнейший инструмент согласования интересов бизнеса и государства, а также населения страны. Основной задачей ГЧП является удовлетворение запросов со стороны граждан на необходимую социальную инфраструктуру, а также развитие в сфере транспорта, спорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Способствовать этому может применение технологий партнерства всех заинтересованных в стратегическом развитии государства и других субъектов управления, хозяйствования, представляющих население и его отдельные группы.
Таким образом, предлагаемая к рассмотрению тема исследования государственно-частного как инструмента реализации социальных программ на имеет высокое теоретическое и практическое значение.
В теоретическом плане - это проблема организации и функционирования государственно-частного партнерства. (далее - ГЧП)
В практическом – предложены шаги использования инструментов ГЧП при реализации различных программ развития
Объект исследования – механизм государственно-частного партнерства.
Предмет исследования – опыт применения и состояние развития ГЧП как инструмента реализации программ развития как за рубежом (на примере Великобритании) так и на территории РФ.
Цель проанализировать опыт развития ГЧП в нашей стране
Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность государственно-частного партнерства в;
- проанализировать основные формы реализации проектов государственно-частного партнерства;
- рассмотреть особенности применения механизмов ГЧП для решения социальных проблем;
- изучить текущее состояние развития ГЧП в Орловской и Калужской областях.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты государственных органов РФ, органы МСУ, разработки,опубликованные в отечественной печати и других изданиях.
Источниками при написании работы послужили учебно-методические материалы таких авторов как А. В. Белицкой, В.Г. Варнавского, А.В. Клименко, В.А. Королева, методические рекомендации С.А. Мартышкина и В.М. Цлафа.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что проведено комплексное исследование сущности, функционирования, проблем ГЧП в социальной сфере.
Структура работы поставленной цели и задачам исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения. В ведении обосновывается актуальность и выбор темы. В первой главе содержаться теоретические сведения о ГЧП. Во второй- анализ реализации ГПЧ в России в целом и двух субъектах в частности. В заключении исследования подводятся результаты работы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
1.1. Понятие и сущность механизма государственно-частного партнерства
Принятый в июле 2015 года Федеральный закон Российской Федерации № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает следующее определение понятию «государственно-частное партнерство»: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом о государственно-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) - это особый вид отношений государства и бизнеса. В отличие от традиционных отношений, ГЧП присущи свои базовые модели отношений капитала, собственности, создаваемой в ходе совместного проекта, а также форматы финансирования и методы управления проектом .
Механизм государственно-частного партнерства применяется, как правило, в тех проектах, которые исторически относятся к ведению государства, в этой связи особое значение приобретают вопросы распределения прав собственности на создаваемое в ходе реализации проекта имущество. Государство сохраняет за собой часть прав собственности и контроля за функционированием созданного предприятия. Также в рамках ГЧП четко распределяются полномочия, которые определяют методы и формы получения дохода от создания и эксплуатации объектов. В настоящее время существует большое разнообразие моделей сотрудничества государства и бизнеса в проектах государственно-частного партнерства .
В России, в отличии от большинства стран, государственно-частное партнерство находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Но результаты такого рода отношений бизнеса и государства уже впечатляют. Словосочетание "государственно-частное партнерство" на слуху и его определению уделяется немалое внимание. Все чаще проходят всевозможные общественные слушания, научные семинары, круглые столы, посвященные выработке предложений по развитию государственно- частного партнерства в России. Данные мероприятия посвящены обсуждению проблемы и введению различных новых методик работы над ГЧП проектами. Инфраструктурные конгрессы, среди которых есть и ежегодные, как например, «Российская неделя ГЧП», который проводится с целью распространения лучших практик реализации проектов ГЧП. В научной литературе под государственно-частным партнерством нередко понимается некий «институциональный и организационный альянс» в целях реализации общественно значимых проектов и программ. Также пропагандируются под видом ГЧП, такие модели как: социальная ответственность бизнеса, благотворительность, субсидии частному бизнесу и даже приватизация. Таким образом, нетрудно отметить, что каждый участник отношений в сфере ГЧП вкладывает свой смысл в понятие ГЧП, что, прежде всего, связано с отсутствием общепризнанного определения, что представляет собой ГЧП с точки зрения права.
Определение понятия ГЧП, является необходимым условием становления и развития данного института. Важность правильного и четкого определения
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Государство и бизнес: институциональные аспекты. – М. : ИМЭМО РАН, 2014. С. 36-37.
2 Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть-2012. - №7. -С. 17.
3 ГЧП. Финансирование проектов и приобретения инфраструктуры в России. EuromoneySeminar. Москва. - 2014. №15. – С. 3-4.
4 Журкина Т.А. Система связей ДТДиМ. Сайт ДТДиМ. Адрес в интернете: http://dtdim.ru/?cat=24
5 Золотарева, А.Б., Киреева, А.В. Существующие модели государственно- частного партнерства в социальной сфере [Текст] /А. Б. Золотарева, А. В. Киреева//Российское предпринимательство. 2015.- № 16(23), — С.4271–4280.
6 Иванов С. Использование механизмов социального партнерства в стратегическом развитии муниципальных образований //Муниципальная власть.- 20014. - №1.- С.59.
7 Козлова, С.В., Грибанова, О.М. Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ: проблемы и перспективы [Текст]/С. В. Козлова, О. М. Грибанова// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. — № 4. — С. 176-184.
8 Мамытов Е. А. Социальное партнерство нуждается в реформировании // Человек и труд. - 2014.- №10. – С. 55.
9 Марголин А.М.Инвестиции: учебное пособие / А.М. Марголин. -М.: Изд- во РАГС, 2011. -645 с.
10 Марфин С.Г., Ульянова Н.В. Сборник методических рекомендаций по результатам инновационной деятельности коллектива Губернского колледжа с работодателями в рамках экспериментальной площадки ФИРО «Личностно- профессиональное становление обучающихся в пространстве эффективного диалога».- Сызрань, Полиграфобъединение, 2011. – С. 96-97.
11 Менеджмент. ВиханскийО.С., НаумовА.И. 4-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономистъ, 20011. – 278 с.
12 Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Междунар. отношения, 2011.
13 Методические рекомендации по внедрению механизма государственно- частного партнерства в социально-культурную сферу Самарской области: образование, здравоохранение, культура и молодежная политика, физическая культура и спорт, социальная защита, семейная политика. / Под общей редакцией д.и.н. профессора С.А.Мартышкина и к.т.н. доцента В.М. Цлафа – Самара, 2012.
14 Молчанов. В. Социальные проекты Творца Творчества и Молодежи // Волжские вести в субботу. - 2013. - 20 февраля.
15 Никитин Н.П. Сотрудничество СОШ №39. Сайт ГБОУ СОШ №39. Адрес в интернете:
http://utyhbr1.ucoz.ru/index/http_utyhbr1_ucoz_ru_ustav_gbou_sosh_39_g_syzrani_ doc/0-47
16 Оболенцев, Д. Л. Частно-государственноe партнерство в транспортной инфраструктуре [Текст]/ Д. Л. Оболенцев // Мир транспорта и технологических машин. 2014. — № 3 (46). — С. 145-152.
17 Попондопуло В.Ф. Концессионное соглашение - правовая форма государственно-частного партнерства // Правоведение. - 2014. -№ 6. – С. 44.
18 Радченко И.Н., Никишина А.Л. Госудасртвенно-частное партнерство в социальной сфере // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1(20) – 69 с.
19 Радченко И.Н., Никишина А.Л. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ // Экономика и бизнес теория и практика №8, октябрь 2015 – 77 с.
20 Радченко И.Н., Никишина А.Л.Использование инструментов государственно-частного партнерства на примере МБОУ ДО «Детская художественная школа им И.П.Тимошенко» г.о.Сызрань // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69440
21 Рожкова С.Анализ мирового опыта использования государственно- частного партнерства в различных отраслях экономики // Рынок ценных бумаг.- 2013.- № 1. – С. 15-16.